Японского пока ничего нет, но Китайские не хуже.
Китайские мифы и легенды
Бай-ди. «Повелитель Запада», герой даосской мифологии, победивший чудовище, которое опустошало весь мир. За этот и другие подвиги он был удостоен вечной жизни и стал первым из небесных властителей.
Ба сянь. «Восемь бессмертных», группа персонажей даосской мифологии. Они жили в разное время и обладали различными чудесными способностями (например, умением ходить по воде). Каждый из Ба сянь олицетворяет одно из состояний человеческого существования: мужской пол, женский пол, старость, юность, бедность, богатство, благородство и ничтожество.
Би-гань. Бог богатства. Сначала он был человеком и прославился своей великой мудростью. Он приходился родственником жестокому императору Чжоу Синю и выступал против произвола. Услышав поговорку, гласящую, что в сердце мудреца должно быть семь отверстий, император, разгневанный поведением Би-ганя, приказал вскрыть ему грудную клетку, дабы осмотреть его сердце.
Вэнь-чан. Даосский бог литературы. Сначала он был простым смертным и жил в провинции Сычуань в эпоху династии Тан. Его часто изображают с карпом — рыбой, символизирующей удачу при сдаче экзаменов на получение ученой степени.
Гуань-ди. Бог войны и покровитель литераторов. Его прототип — реальный человек, живший во II веке н. э. и прославившийся воинскими подвигами, за что ему и стали позднее поклоняться как богу. Обычно Гуань-ди изображается краснолицым, объяснение чему дается в широко известном мифе. Начальник уезда, в котором жил Гуань-ди, сделал некую женщину своей наложницей против ее воли. Возмущенный Гуань-ди убил этого начальника и освободил женщину. Чтобы его не схватили, он укрылся в храме, а когда стражники подожгли храм, он выпрыгнул из окна и перебил всех своих преследователей. Однако пламя опалило его лицо, и оно стало темно-красным. Благодаря этому Гуань-ди смог выбраться из города неузнанным.
Гуань-инь. Богиня милосердия, покровительница детей. Гуань-инь является в разных обликах — ив мужских, и в женских. По одному мифу, она родилась в эпоху династии Чжоу в семье некоего злого правителя. Она была очень набожной и хотела стать буддийской монахиней, но отец воспротивился этому и приказал убить ее. Душа Гуань-инь попала в преисподнюю, но своей чистотой и святостью она преобразила эту мрачную обитель в райский сад. Боги преисподней испугались и взмолились Будде, чтобы он избавил их от этой напасти. Тогда Будда воскресил Гуань-инь. Вскоре отец Гуань-инь заболел и ослеп. Гуань-инь отдала ему свои глаза. Тронутый этим самоотверженным поступком, правитель исправился и обратился к добру. Как только это случилось, Гуань-инь вновь прозрела.
Дицзан-ван. Владыка преисподней. Ад в представлении китайцев делился на десять областей, каждой из которых управлял свой начальник. Но все они подчинялись Дицзан-вану. Дицзан-ван изучал книгу, в которую заносились все человеческие поступки, и в соответствии с прегрешениями души направлял ее в одну из десяти областей ада
Доу-му. Даосская богиня Полярной звезды. У Доу-му родилось девять сыновей — Жень-хуан. Они были первыми правителями на земле. Сама Доу-му живет в небесном дворце со своим супругом. А сыновья ее стали богами и поселились в соседнем дворце.
И. Бессмертный герой-лучник, спасший Землю от гибели. Без него все живое сгорело бы дотла. В давние времена было десять солнц, всходивших по очереди день за днем. Но однажды это однообразие им надоело, и они решили подняться на небо все вместе. От жара десяти солнц камни начали плавиться, а растения засохли. Император Яо взмолился Ди-Цзюню, отцу солнц, и тот попытался унять своих огненных детей, но они его не послушались. Тогда-то Ди-Цзюнь послал на Землю лучника И, вооружив его волшебным луком и стрелами. Он надеялся, что И всего лишь припугнет непослушные светила, однако И сбил с неба стрелами девять солнц, оставив только одно, которое сияет нам и по сей день. Мстя за гибель своих сыновей, Ди-Цзюн навсегда изгнал стрелка И на землю, и тот стал простым смертным.
Конфуций. Один из главных китайских философов, живший в V веке до н. э. Выработал и распространял кодекс этичного поведения в общественной и частной жизни. Будучи местным чиновником, пожелал испытать нравственную чистоту князя, которому подчинялся, и послал ему в дар танцовщиц. Увлекшись девушками, князь совсем забросил дела. Возмущенный Конфуций отказался от должности и пошел искать правителя более строгих нравов.
Кшитигарбха-бодхисатва. Защитник земли и спаситель душ, низвергнутых в любой из десяти дворов преисподней. Вообще, бодхисатва — это святой человек, достигший просветления, но добровольно возвратившийся на землю, чтобы помогать страждущим. Кши-тигарбха-бодхисатва исполнен сострадания. Он выводит души людей из ада и помогает им подняться на небеса.
Лазурный Дракон. Драконы занимают в китайской мифологии очень важное место. Самогс императора почтительно именовали «драконом»; изображениями драконов часто украшали стены китайских храмов. В Лазурного Дракона воплотился дух Тэн-кин-гона, великого полководца начала XIV века. При жизни Тэн-кин-гон побеждал могучих сверхъестественных противников. Но сражаясь с Нэ-чжа, он сломал себе левую руку, был схвачен и казнен. Титул «Лазурный Дракон» был присвоен ему много лет спустя.
Лао-цзы. Философ V века до н. э., основатель даосизма. Он жил примерно в одно время с Конфуцием и, по преданию, даже встречался с ним. Лао-цзы проповедовал простую жизнь в гармонии с природой. Его изречения собраны в книге «Дао дэ цзин» («Книга Пути»).Согласно мифу, мать Лао-цзы зачала от падающей звезды и носила его в чреве 81 год, после чего Лао-цзы появился на свет в виде седовласого младенца и тотчас же заговорил. В течение 160 лет он жил отшельником и проповедовал, а затем отправился в путешествие на запад. После этого о нем никто ничего не слыхал.
Лун-му. «Матушка дракона», старуха, которая нашла в лесу яйцо и принесла его домой. Из яйца вылупилось странное существо, которое затем подросло и оказалось драконом. Дракон остался жить у старухи и приносил ей удачу во всех делах. Однажды император повелел Лун-му явиться ко двору и объяснить, как она посмела держать у себя столь благородное создание. Но по дороге во дворец Лун-му соскучилась по дому, и дракон, поняв это, посадил ее себе на спину и отвез обратно. После смерти Лун-му стали почитать как богиню, потому что драконы никогда никого не носили на спине, кроме нее.
Нефритовый император. В даосской мифологии — верховный бог, владыка неба. Его полное имя — Юй-хуан шан-ди, что означает «Верховный владыка нефритовый государь». В подчинении у него находится обширная сеть небесных управ, возглавляемых менее значительными божествами. Нефритовый император занимает на небесах то же положение, что император Китая — на Земле.
Нэ-чжа. Сын военачальника Ли Цзи-на. Он родился с красным шелковым поясом и с волшебным браслетом на правом запястье. С помощью этих талисманов он совершил множество чудес и героических подвигов. Но однажды Нэ-чжа нечаянно убил сына самого царя драконов, и Ли Цзина призвали к ответу за это преступление. Чтобы спасти отца от верной смерти, Нэ-чжа сдался царю драконов и покончил с собой, чтобы искупить свою вину.
Нюй-ва. Богиня, спустившаяся на Землю, когда та была еще необитаемой. У нее были голова и верхняя часть туловища прекрасной женщины, а нижняя половина — змеи. Нюй-ва вылепила первых людей из глины. Создав своими руками несколько глиняных человечков, она устала и остальное человечество сотворила более простым способом — обмакивая в глиняную жижу веревку и стряхивая с нее комки, которые, касаясь земли, превращались в людей
Обезьяна. Чудесная обезьяна, которую называют «великим мудрецом, равным Небу», родилась из каменного яйца на вершине горы Плодов и Цветов. Она стала царем обезьян, но этого ей было мало: она пожелала жить вечно. Один даосский монах объяснил ей, как достичь бессмертия. По его совету обезьяна забралась на небеса и украла персики бессмертия, а также учинила много других безобразий. От наказания ее спасла только заступившаяся за нее Гуань-инъ. Обезьяну не казнили, но поручили ей заботиться о монахе Сюаньцзане, который отправился в путешествие на запад за священными буддийскими книгами
Пань-гу. Творец Вселенной. В начале времен не было ничего, кроме огромного яйца, заключавшего в себе хаос и великана Пань-гу. Когда великан разбил скорлупу и вышел из яйца, хаос тоже вырвался наружу. Более легкие, чистые и светлые его части (Ян) поднялись вверх и образовали небо, а тяжелые, мутные части (Инь) опустились вниз и стали землей. Пань-гу разделил небо и землю своим телом, которое в течение 18 тысяч лет вырастало на 3 метра в день. По истечении этого срока небо оказалось далеко-далеко от земли, а Пань-гу умер. Из его тела образовались солнце, луна и звезды.
Тянь-хоу. Богиня моря. Сначала она была простой девушкой, дочерью рыбака. Однажды ей привиделось, что лодка ее отца перевернулась. Душа Тянь-хоу полетела туда, где это случилось, и спасла отца. Эта удивительная девушка умела усмирять штормы: для этого ей было достаточно закрыть глаза. Позже ей был присвоен титул «Небесная наложница». Рыбаки в Южном Китае до сих пор высоко чтят Тянь-хоу.
Цзао-ван. Бог кухни — дух, живущий над домашним очагом. Он наблюдает за поведением всех обитателей дома, а в конце года предстает с докладом перед Нефритовым императором. Перед тем, как Цзао-ван отправляется на небеса, домочадцы обычно смазывают медом губы на изображении этого бога, чтобы из уст его лились только сладкие речи.