Маги
Магами сейчас все чаще называют себя и шарлатаны всякого рода. По некоторым данным, только сейчас в России насчитывается около 50 тысяч колдунов. Но настоящих магов на самом деле считанные единицы. Даже владеющий некоторыми магическими приемами Юрий Лонго предпочитает называть себя просто колдуном. Вместе с тем магия и маги существуют в нашем мире со времен неандертальцев. В древние и средние века многие маги занимались пророчествами. Весьма были распространены, например, провидческие науки: пиромания - гадание на извивах пламени, геомантия - гадание на линия песка, гидромантия - гадание на воде по зыби и даже некромантия - гадание по трупам.
Все вещи и явления в мире заключают в себе информацию и являются проводниками ее. Наука установила, что вода имеет память. Значит, мы запоминаемся миром, запечатлеваемся в атомах - "генах" природы. В них определенно закодирована как вся история мира, так и отдельного человека.
В древности была и такая наука генефлиалогия (предсказания по гороскопу), "по сравнению с которой, - писал Э.Шюре, - средневековая астрология лишь плохо понятый отрывок".
Историю предсказаний и пророчеств имеет древнюю историю. Первые люди рисовали на скалах бизонов и метали в них копья - выполняя магический ритуал, они как бы заранее делали счастливой охоту.
Маги древней Халдеи обладали такими страшными и сильными знаниями, что сами боги решили спрятать их от людей. Магические свитки прятались в подземельях в горах.
Многое у европейского человечества связано с греко-римской провидческой магией, особенно с Дельфами, с особым видом пророчества - через Пифию. Вспомним призыв неверующих в пророчества или обманутых: "Побей ясновидящую Пифию камнями!"
Дельфийские Пифии-пророчицы восседали на золотом треножнике и изрекали оракулы Аполлона. Это были гекзаметрические строфы, которые произносились торжественно, нараспев. Многие изречения пелись. Пифии никогда не отвечали напрямую; из вдохновенного хаоса, в который они погружались, извлекались звучания. Ритмы рождали слова, слова вновь окунались в ритмы - и обозначалось будущее, подчиненное магии поэзии. Не зря в древности о пифиях бытовало мнение - "не говорит и не скрывает, а означает".
Иногда это были символы-завесы слов, иногда изречения на заданный вопрос. Иногда повеления, не отвечающие на заданный вопрос, но имеющие прямое отношение и влияние на судьбу. Некому Баттуса, который хотел узнать, как ему избавится от болезни, пифия сказала, что он будет основателем города. Так и вышло - в Лидии этот человек основал город.
В основном искусства пифий лежала многомерность слова, которое нужно, прежде чем исполнить, правильно истолковать. "Позади храма находилась пещера с трещиной, откуда вырывались холодные пары, вызывавшие - по преданию - вдохновение и экстаз. Плутарх рассказывает, что в очень давние времена один пастух, севший на край этой трещины, начал предсказывать. С начало его сочли за сумасшедшего, но когда его предсказания исполнились, случай этот обратил на себя внимание жрецов, которые и завладели пещерой и посвятили эту местность божеству. Отсюда и учреждение пророчества Пифии, которая садилась на треножник поверх трещины, вырывавшиеся пары вызывали в ней конвульсии, странные припадки и второе зрение, которым отличаются сомнамбулы. В этом есть что-то от практики сибирских и дальневосточных шаманов.
Дух
Дух (лат. spiritus),
1) высшая способность человека, позволяющая ему стать источником смыслополагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности; открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей; играющая роль руководящего и сосредотачивающего принципа для других способностей души;
2) сверхприродная, правящая миром сила, к которой человек может быть активно или пассивно причастен;
3) внутренняя сущность, смысл (в выражениях типа «дух законов» или противопоставлениях типа «буква — дух»).
Понятие «дух» не так жестко связано с рационально-познавательными способностями, как понятия «разум» и «рассудок»; в отличие от «интеллекта», «дух», как правило, соотносится со своим персонифицированным носителем, с «лицом»; в отличие от «души» – акцентирует объективную значимость своего содержания и его относительную независимость от стихии эмоциональных переживаний; в отличие от «воли» — на первый план выдвигает созерцания и смыслы, которые могут определять действия, а не акт свободного выбора; в отличие от «сознания» — фиксирует не столько дистанцию между Я и его эмпирическим наполнением, сколько их живую связь; в отличие от «ментальности» — не включает в себя несознаваемые механизмы традиционных и повседневных реакций и установок. В зависимости от идейного контекста дух может противопоставляться (как оппозиция или как альтернатива) природе, жизни, материи, утилитарной необходимости, практической активности и т. д.
Понятие «дух» в античной и средневековой философии:
Концептуальное, понятийное и терминологическое оформление дух получает в античной философии. Со временем доминировать стали понятия «нус» и «пневма». Понятие «нус», которое в ряду ментальных терминов означало «ум», «образ мыслей», «умственное созерцание» — и этим отличалось от терминов с перевесом психологического (псюхе, тюмос), экзистенциального (софия, гносис) и дискурсивного (логос, дианойа, диалектикэ) значения, — у Анаксагора стало означать мировой разум, цель космической динамики и организующе-различающую силу. В философии Платона, Аристотеля и неоплатоников дух как мироправящая сила обозначается термином «нус» и помещается в многослойную онтологическую иерархию: нус объединяет собой идеальные формы-эйдосы, внедряется через них в стихию мировой души-психеи и образует через нее мировую материю в космический организм. У Платона и неоплатоников нус порожден высшим принципом, невыразимым и непостижимым «благом», к которому нус тяготеет. У Аристотеля нус – высший уровень бытия, бог, который мыслит сам себя и тем творит мир.
Термин «пневма» (как и лат. аналог «спиритус») первоначально означал «воздух» или «дыхание». Довольно рано он приобретает психологическое и космологическое значение. Стоицизм понимает пневму как огненно-воздушную субстанцию, которая в виде эфира пронизывает мир, расслабляясь в материальных объектах и концентрируясь в «семенных логосах»: таким образом, пневма выполняет и роль мировой души как оживляющее начало, и роль духа как правящее начало. Неоплатонизм также использует понятие «пневма», описывая проникновения духа в низшие сферы бытия: дух и душа обволакиваются пневмой и через нее контактируют с материей.
Христианское понимание духа:
Генезис христианского понимания духа восходит к эллинистическому религиозному синкретизму. В Септуагинтесловами «пневма теу» передается еврейское понятие «руах элохим», Дух Божий (Бытие, I:2), что открывает возможность многообразных сближений эллинского и библейского богословия. Филон Александрийский также именует пневмой и высшее начало в человеке, и исходящую от Бога мудрость. Евангельское учение о Святом Духе становится основой для понимания духа как одной из ипостасей Троицы. В Троице дух является источником божественной любви и животворящей силы. Бог есть дух (Иоанн, 4:24), но в то же время существует и злая духовность. Очевидна резкая граница, отделяющая античное понимание духа как высшей внутрикосмической силы, от патристического и средневекового христианского понимания духа как сущности, запредельной тварному миру, но деятельно присутствующей в мире и преображающей его.
Понятия «дух» в философии нового времени:
Философия Ренессанса теряет интерес к средневековой пневматологии и возвращается к эллинистическим интуициям духа, понимая его как разлитую во Вселенной жизненную силу. В рамках возрожденческого натуралистического пантеизма и оккультной натурфилософии находит себе место и учение античных медиков о «spiritus vitales», жизненном духе, локализованном в теле и сообщающем ему витальную энергию.
В 17-18 вв. происходит кристаллизация новых тем, связанных с проблемой духа: это темы духовной субстанции и структуры познавательных способностей. Дух как субстанция выполняет теперь и роль онтологической основы универсума (ср. «нус»), и роль основания связи субъективного разума и объективной действительности. Характерно категоричное размежевание духа и материи как замкнутых в себе, не имеющих точек соприкосновения субстанций и в то же время объединение в измерении духовной субстанции таких ментальных способностей, как ощущение, переживание, стремление, воля (ср. в этом отношении понятия cogitare Декарта, mens Спинозы, spiritus Лейбница, esprit Лейбница и Гельвеция, mind английских эмпириков). Так, по Декарту духовная субстанция (res cogitans) и материальная (res extensa) не имеют ничего общего, но внутри себя воспроизводят различие высшего и низшего, простого и сложного, которое старая метафизика обычно распределяла между духом и материей. В рамках рационализма возникает проблема координации духа и материи, которая вынуждала апеллировать непосредственно к Богу — создателю «предустановленной гармонии», поскольку дух как субстанция оказывался своего рода безличной «духовной машиной». В традиции эмпиризма дух лишается субстанциальности и сводится к единичным состояниям души. Согласно Локку, дух есть нечто, способное мыслить, но построить на этом основании ясную идею субстанции духа, как и субстанции тела, невозможно, поскольку мы имеем дело лишь с предполагаемым субстратом действий, которые мы испытываем внутри себя, каковы мышление, знание, сомнение, сила движения и т.д. Беркли, однако, переворачивает этот аргумент, поскольку обнаруживает в самом факте восприятия асимметричность духа и его содержания. По мысли Беркли, кроме «идей» (т. е. любых предметов восприятия), есть «познающее деятельное существото, что я называю умом, духом, душой или мной самим», это – «вещь, совершенно отличная от идей»; «дух есть простое, нераздельное, деятельное существо; как воспринимающее идеи, оно именуется умом; как производящее их или иным способом действующее над ними — волей». Поскольку все вещи Вселенной «либо вовсе не существуют, либо существуют в уме какого-либо вечного духа», то «нет иной субстанции, кроме духа». Юм, в свою очередь, переворачивает это понятие духа, демонтируя принцип самотождественности Я: «Сущность духа (mind) также неизвестна нам, как и сущность внешних тел, и равным образом невозможно образовать какое-либо представление о силах и качествах духа иначе как с помощью тщательных и точных экспериментов» Монадология Лейбница дает другую модель соотношения духа и мира: критикуя представления о «едином всеобщем духе», Лейбниц полагает, что неразумно допускать существование одного духа и одного страдательного начала, вещества; принцип совершенства требует допущения между ними бесконечно многих промежуточных ступеней, каковыми и являются индивидуальные души-монады, воспроизводящие всеобщий дух на свой неповторимый лад.
Немецкая философия эпохи Просвещения, обозначая понятие «дух», начинает отдавать предпочтение немецкому слову «гайст» (Geist). Лютер переводит словом «Geist» евангельское понятия «пневма». У Беме «Geist» уже носит значение глубинной силы души, придающей ей форму и имеющей соответствие в макрокосме в виде души в оболочке духа. Просвещение, начиная с вольфианцев, интеллектуализирует «Geist», понимая его как дух, выражающий себя в мыслях. «Geist» сближается с «Vernunft» (разум), каковое понятие предпочитает и Кант. Однако мистические мотивы понятия «Geist» сохраняются в послекантовской спекулятивной философии, у Гете и романтиков.
Кант ограничивает сферу употребления понятия дух («Geist») областью эстетики, где дух определяется как «оживляющий принцип в душе» и «способность изображения эстетических идей» (пар.49 «Критики способности суждения»), и областью антропологии, где, в частности, различает духовные силы, осуществляемые разумом, и душевные силы, осуществляемые рассудком (см., например, «Метафизика нравов», II, пар.19). Критически относится Кант и к просветительской рационализации дух, и к его оккультной мистификации. Своим трансцендентальным методом он радикально изменил саму проблему, разделив традиционый для метафизики универсум сверхчувственного единства на три автономные царства — природы, свободы и целесообразности, которые уже не могли суммироваться отвлеченным понятием «дух».
В свете кантовских открытий Фихте, Гегель и Шеллин г дают новую трактовку духу. Все конечные феномены духа находят свой смысл в Абсолютном духе. Абсолютный дух — это не объект, а процесс сверхэмпирической истории, в ходе которого дух порождает себя. Абсолютный дух в своей истории отчуждается от себя (как от «Идеи») и, познавая отчужденный мир (как «Природу»), возвращается к себе (через историю человечества как «Абсолютный дух»). В результате абсолют приобретает конкретность и самосознание. Отвлеченные объективные идеи и эмпирическая субъективность человека, таким образом, суть лишь моменты в «биографии» абсолюта: чтобы стать истинным духом, он должен наполниться живым содержанием и придать ему форму вечности (шедевром изображения этого процесса остается гегелевская «Феноменология духа»).
Философия 19 в. в целом (если не считать консервативный спиритуализм) оказалась оппозицией немецкому трансцендентализму. Понятие духа становится естественной мишенью для критики таких направлений, как позитивизм, марксизм, волюнтаризм. Но понятие «дух» остается релевантным для мыслителей постромантического толка и для некоторых представителей философии жизни.
Проблема духа в философии 20 в.:
В 20 в. философия отнеслась к понятию «дух» более лояльно. Оппоненты в некоторых случаях переоткрыли его в рамках своих учений (например, версия Кассирера в неокантианстве, версия Юнга в психоанализе, версия Бергсона в витализме, версия Шелера в феноменологии, версия Сантаяны и Уайтхеда в неореализме). Философия культуры (особенно немецкая ветвь), строя цивилизационные модели, обнаружила его функциональность. Такие направления, как неотомизм, русская религиозная философия или итальянский неоспиритуализм (Кроче, Джентиле), нашли возможность реанимировать классические представления о духе в свете «неклассического» опыта современности. Персонализм, философия диалога, экзистенциализм в лице некоторых своих представителей (Мунье, Бубер, Ясперс) активно используют не только лексику традиционных учений о духе, но и их концептуальные схемы. В новейшей философии понятие «дух» непопулярно.
Фэн-шуй
Фэн-шуй, или «ветер и вода», — древнее китайское искусство и наука о жизни в гармонии человека с собой и окружающим миром. В них содержатся не только общие принципы и конкретные методы, основанные на умозаключениях, но и широкие возможности для интуитивного творчества. Появившись на заре китайской истории, искусство фэн-шуй развивалось в русле даосской традиции, основные принципы которой неразрывно связаны именно с ним. Поэтому, говоря о практическом применении фэн-шуй, не должны забывать о том, что в его основе лежит цельное мировоззрение, отличающееся от европейского, но вошедшее в контекст общечеловеческой культуры.
Средоточием всего сущего для даосов было дао — сияющая пустота, незримый источник, проясняющий образы вещей в материальном мире. Все во вселенной движется в пространстве и времени, повинуясь Великому Пути, который открывается везде, если человек способен освободиться от повседневных забот и взглянуть на мир глазами своей души, не замутненными поволокой чужих мнений, увидеть мир истинным зрением, не искаженным мимолетными желаниями. Можно прибегнуть к более понятной аналогии эпохи Просвещения: если человек подобен вселенной в миниатюре, то для того, чтобы жить в гармонии с окружающим миром, он должен сначала найти ее в самом себе.
В открывающихся взгляду картинах природы даосам виделись сложные знаки и символы, исполненные глубокого смысла. Места, где воображение угадывало очертания змееподобного дракона, который отождествлялся с полетом в бескрайних просторах, считались наиболее благоприятными для жилья. Участки ландшафта, возвышавшиеся над соседними или занимающие господствующее положение, сулили приближение к благотворному воздействию начала ян, а значит, к здоровью и процветанию. В низменных местностях, где преобладало начало инь, человека чаще подстерегали всевозможные бедствия вроде пожаров, наводнений и различные болезни. От степени присутствия ян зависело многое: здоровье, благоденствие семьи, успех карьеры, обеспеченность потомков. Все в мире было связано тонкими незримыми нитями, и мудрые геоманты, вооруженные орудием своего искусства — компасом ло-панъ, неизменно пользовались почтением и уважением.
Согласно более современной трактовке учения фэн-шуй, окружающий мир рассказывает нам разные «истории» о себе. Если мы будем изменять элементы своего окружения, то можем улучшить или ухудшить эти «истории» . Чем больше мы практикуем фэн-шуй, тем более тонкими и точными становятся наши наблюдения. Изучение природных и искусственных ландшафтов, зданий и элементов интерьера должно стать естественным, почти рефлекторным занятием. Человек не замечает воздуха, которым он дышит, но ощущение красоты и гармонии может стать для него таким же мощным источником жизненной силы. Наше восприятие места неотделимо от жизни, как плоть от костей. Одно не может существовать без поддержки другого. Обладая знанием фэн-шуй, мы можем изменять среду обитания, чтобы наилучшим образом удовлетворять свои потребности и приносить благо для окружающего мира.
ЧЕТЫРЕ НЕБЕСНЫХ ЖИВОТНЫХ
Концепция четырех небесных животных принадлежит классической ландшафтной школе фэн-шуй и сейчас сравнительно редко практикуется за пределами Китая, Тайваня и некоторых других стран Юго-Восточной Азии. Она происходит от различения четырех видов ландшафтных образований, которые считались хранителями мест обитания. Эти виды называются Зеленым Драконом, Белым Тигром, Красным Фениксом и Черной Черепахой в честь четырех духов-защитников, к которым обращались древние шаманы.
Белый Тигр и Зеленый Дракон.
Согласно учению ландшафтной школы фэн-шуй, формы ландшафтов имеют жизненно важное значение для благополучия обитателей дома. В средневековых китайских пособиях по фэн-шуй насчитываются сотни ландшафтных форм с красочными названиями, разделенные по категориям пяти элементов и Девяти Дворцов. Другое разделение происходит по признаку горных или водных образований, но все формы так или иначе имеют отношение к четырем небесным животным.
Дракон
Дракон является наиболее мощным защитным символом и имеет несколько смысловых значений. Вся земля иногда рассматривалась как "тело дракона", а протяженные участки или полосы, где сосредоточивалась земная энергия, назывались "жилами дракона". Считалось, что драконы обитают среди извилистых горных хребтов и избегают открытой местности и плоских ландшафтов.
Дракон - главный символ удачи, обеспечивающий счастье и благополучие. Он выражает мужское начало, и, следовательно, его энергия целиком и полностью ян. "Структуры" Дракона расположены слева от изучаемого участка, если стоять лицом к нему. В компасной школе ему соответствует восточное направление (следует помнить, что на геомантическом компасе сверху находится юг), связанное с весной и темно-зеленым цветом. Поэтому его обычно называют Зеленым Драконом.
Тигр
Сила тигра, символизирующая надежную защиту, всегда подчинена силе дракона. Она оказывает скорее сдерживающее, чем контролирующее и управляющее воздействие. "Структуры" Тигра расположены справа от изучаемого участка; для достижения безупречной гармонии они должны сочетаться со структурами Дракона.
Поскольку дракон символизирует мужское начало, тигр - как взаимно дополняющая противоположность - символизирует женское начало и энергию инь. В компасной школе ему соответствует западное направление, связанное с осенью и белым цветом. Поэтому его обычно называют Белым Тигром.
Гармоничные отношения между Белым. Тигром и Зеленым Драконом. Если Зеленый Дракон длинный ("лапа дракона"), Белый Тигр должен быть высоким ("голова тигра"). Если Зеленый Дракон высокий ("голова дракона"), то Белый Тигр должен быть низким ("лапа тигра").
Черепаха
Черепаха символизирует поддержку, стабильность и долголетие. Эта структура, расположенная за изучаемым участком, в идеальном случае представляет собой пологий холм с круглой или плоской вершиной либо возвышенность с плавным уклоном в сторону участка. Также желательно, чтобы Черепаха была наиболее высоким по своему месторасположению из всех "защитников".
В компасной школе Черепахе соответствует северное направление, связанное с зимой и черным цветом, поэтому ее обычно называют Черной Черепахой.
Феникс
Последним из четырех "защитников" является Феникс: мощный символ возрождения и новых возможностей. Он охраняет фронтальную часть участка и в идеальном случае представляет собой горную гряду или цепь холмов, расположенную на значительном расстоянии. Феникс защищает от внешних воздействий, не мешая свободно обозревать окрестности.
Красный цвет - это цвет огня и Красного Феникса, который в компасной школе ассоциируется с южным направлением и летом.
ПЯТЬ ЭЛЕМЕНТОВ
В китайской натурфилософии пятью основными элементами являются вода, дерево, огонь, земля и металл. Хотя в буквальном переводе слово "элемент" подразумевает нечто стабильное и неподвижное, китайское слово синь указывает на движение и перемены, поэтому более точным переводом, возможно, было бы "пять стихий", или "пять движущих сил". К примеру, когда речь идет о "дереве", то имеется в виду не древесина, а движущий принцип, изначально присущий древесному царству. Вместе с тем "стихии" европейской алхимической традиции имеют несколько иной смысл, поэтому мы будем пользоваться термином "элемент", чтобы избежать путаницы понятий.
Пять элементов не статичны. Они порождают и уничтожают друг друга в непрерывном цикле, когда один элемент взаимодействует с другим позитивным или негативным образом. Понимание этих более сложных аспектов движения и трансформации энергии ци улучшает качество фэн-шуй.
Цикл созидания
Элементы связаны позитивным сочетанием энергии по замкнутому циклу - от Воды к Дереву, от Дерева к Огню, от Огня к Земле и от Земли к Металлу. Это цикл созидания, который иногда называется циклом совместимости, или позитивным циклом.
Цикл созидания.
Вода символизирует происхождение органической жизни. Начинаясь в тишине и спокойствии, Вода питает Дерево. Дерево растет вверх и в стороны; его энергия обуздывает потенциал роста, который является движущей и стимулирующей силой. Затем Дерево становится пищей для Огня. Горячий, пульсирующий и насыщенный, Огонь служит символом активной деятельности. Потом Огонь угасает, оставляя пепел и превращаясь в Землю, которая собирает и хранит энергию. Земля уплотняется и образует Металл в процессе очищения и совершенствования. В наиболее чистом виде Металл становится жидкостью, которая ассоциируется с Водой, и таким образом цикл начинается сначала.
Цикл разрушения
В противоположность циклу созидания существует цикл разрушения, или несовместимости, когда качества одного элемента находятся в оппозиции к качествам другого в повторяющейся последовательности: Вода, Огонь, Металл, Дерево, Земля. Этот процесс тоже можно изобразить как движение по кругу, но его легче представить методом наложения на позитивный цикл. Вторая последовательность создает пентаграмму - традиционный символ деструктивной силы.
Вода тушит огонь, который расплавляет и уничтожает металл. Металл рубит дерево и разрушает его жизненную силу, а дерево, в свою очередь, питается соками земли и бурит в ней отверстия своими корнями. И наконец, земля поглощает и связывает воду.
Цикл разрушения.
Цикл смягчения
Развивая идею взаимодействия элементов, можно представить, что один элемент, стоящий между двумя другими, которые находятся в оппозиции друг к другу, может смягчить их взаимное влияние. Стоит еще раз подчеркнуть, что все подобные ассоциации следует воспринимать чисто символически, а не буквально.
Дерево служит посредником между водой и огнем, абсорбируя и удерживая воду. Земля тушит огонь и смягчает его воздействие на металл. Вода питает дерево и придает ему крепость, уравновешивающую разрушительное влияние металла. Огонь, способный поглощать дерево и становиться землей, служит посредником между этими элементами. В свою очередь, металл служит посредником между землей и водой - элементом, из которого он рождается, и элементом, в который он превращается.
Качества элементов
Каждый элемент ассоциируется с отдельным направлением, обладает рядом изначальных характеристик и связан с особыми цветами и формами. Все вещи в мире имеют ассоциации с элементами, которые можно использовать символическим способом, чтобы добиться гармонии между элементами в разных обстоятельствах. Работа с энергией элементов имеет целью достижение такой гармонии.
Поскольку существует восемь основных направлений, то Дерево, Земля и Металл имеют более одной зоны в восьмиугольнике ба-гуа.
Расположение пяти элементов на восьмиугольнике ба-гуа.
Вода
Вода, включающая все жидкости, считается первоэлементом, от которого происходят все остальные. Поскольку вода является проводником энергии ци, она символически ассоциируется с потоком ци и с дорогами в городском ландшафте. Вода также символизирует богатство. Ее цветом является черный или темно-синий. Предметы, связанные с водой, имеют волнообразную или плавно изгибающуюся поверхность. И, разумеется, этот элемент ассоциируется с любым вместилищем воды, таким как фонтан, бассейн или аквариум.
Вода обладает очищающим и освежающим воздействием. При умелом использовании она служит для обновления и восстановления сил, но ее избыток приводит к вялости и унынию. Она ассоциируется с эмоциональной чувствительностью. Пользуйтесь символами воды с разумной осмотрительностью, иначе вы будете чувствовать себя скорее "затопленным", чем очищенным и обновленным.
Дерево
Направлением дерева является восток и в меньшей степени - юго-восток. Его цвет - зеленый. Дерево символизируется любыми цветами или растениями. Формы дерева высокие, продолговатые и прямоугольные.
Основной характеристикой дерева является крепость в сочетании с гибкостью. Оно символизирует рост, творчество и питание. Стимуляция участков дома, связанных с деревом, дает толчок творческим способностям, но чрезмерное усердие может привести к идеализму и беспочвенным ожиданиям.
Огонь
Огонь - сильный элемент, воплощающий качества ян, живой и одухотворенный. Неудивительно, что он ассоциируется с красным и оранжевым цветом. К его символам относятся огонь как таковой, свечи и электрические лампочки. Предметы, связанные с элементом огня, имеют треугольную и остроконечную форму.
Использование символов огня в домашней обстановке оказывает энергетизирующее воздействие и повышает уровень активности. Однако чрезмерное увлечение ими может привести к вспыльчивости и раздражительности.
Земля
С землей традиционно связаны желтые и желтовато-коричневые цвета. Этот элемент расположен в центре восьмиугольника ба-гуа, но имеет дополнительные зоны на юго-западе и северо-востоке. Предметы, связанные с землей, обычно имеют квадратную форму. Символами земли, которые используются в фэн-шуй, являются кристаллы и керамические изделия.
Земля символизирует надежность, стабильность и уверенность в себе, поэтому символами земли пользуются для укрепления духа и моральной поддержки. С другой стороны, слишком сильное влияние земли может создать атмосферу застоя и подозрительности.
Металл
Цвета металла - белый, золотой и серебряный. Он ассоциируется с западным и северо-западным направлением. Основными формами для выражения металла являются круг и полумесяц, а также любые металлические предметы, особенно монеты и талисманы.
Использование металлических символов поощряет предприимчивость и разносторонность. Металл символизирует изобилие и успех в финансовых делах. С другой стороны, избыток металла может привести к поспешности, неосмотрительности и неразборчивости в средствах.
Вампиры
Вампир, в низшей мифологии европейских народов мертвец, сосущий кровь у живых людей. Они могут являться в облике летучей мыши, а иногда и других «нечистых» животных. Поверья о вампирах особенно распространены у славян и других народов Южной Европы. Они отчасти восходят к древним Гекате, эмпусам и ламиям. В христианских представлениях вампирами становятся нераскаявшиеся грешники, самоубийцы, безвременно погибшие без покаяния. Вампиром может стать и тот, кто погиб от его укуса. В поверьях южных славян вампиры предпочитают сосать кровь своих родственников. По поверьям, распространенным в Великороссии, вампиры, как и вовкулаки, не трогают тех, кто отправился в путь не по своей воле.
Считалось, что разрыв могилу вампира, можно увидеть, что его труп выглядит свежим и румяным. В славянских представлениях с вампирами расправляются, вбив им в сердце осиновый кол, а также выстрелив заговоренной серебряной пулей. От них оберегает колокольный звон, чеснок, железо, кладбищенская (то есть освященная) земля.
В Западной Европе повести о вампирах стали модными в готическом романе 18 века, а затем у романтиков. Особенно популярен был рассказ друга Дж. Байрона В. Поллидори «Вампир». В Румынии и Венгрии на поверья о вампирах оказали влияния легенды о Дракуле, а также о преступлениях реальных людей, прежде всего графини Батори (17 в.), погубившей несколько десятков (возможно, и сотен) крестьянских девушек, чтобы омолодиться с помощью их крови. После появления повести Б. Стокера «Дракула» в массовой европейской культуре оба образа прочно слились в одно целое.
Вампир — слово неизвестного, хотя довольно позднего, происхождения, встречающееся в немецком, романских и большинстве славянских языков; но его нет ни в церковнославянском, ни в средневековой латыни, ни даже в древнем средненемецком языке. На запад Европы оно перешло из Германии, куда, в свою очередь, перенято было от славян. По всей вероятности, слово это восточного происхождения и притом заимствовано в то время, когда еще были носовые гласные, так как оно двояко произносится в славянских наречиях: в ампир и упырь (вторая форма древнее). В большинстве случаев эти два слова имеют одно значение: именно они обозначают вставшего из могилы мертвеца, который высасывает кровь у спящих людей. По народному поверью, если какой-нибудь человек стал упырем и ходит ночью по земле, то надо вырыть его тело снова из земли, отрезать голову, положить ее между ногами и пронзить сердце осиновым колом. Тогда мертвец перестает быть упырем. Можно заранее знать, кто будет упырем, а именно, такой человек имеет двойной ряд зубов во рту; это особенно часто встречается у маленьких детей, которые чаще всего в таком случае рано умирают и после смерти летают ночью подобно летучим мышам; такие дети в Польше называются «стригами» (strzyga). По всей вероятности, поверья о вампире весьма древни у славян, древнее теперешнего своего названия. Польское слово «upior», имеющее значение упыря — русского происхождения, как показывает отсутствие носовой гласной. Польское «wampir» имеет другое значение, а именно, народ этим словом обозначает особый род летучих мышей, которые, по его мнению, налетают на лицо спящего человека, упираются в него длинным и тонким, как иголка, зубом и сосут его кровь, не переставая летать, причем от их крыльев образуется приятный ветерок, не дающий спящему очнуться от сна. У сербов и русских, по замечанию Миклошича (Etym. Worterb.), В. слился с волколаком; с В. сродни еще польские «зморы», словенские «штригоны», «вендари» и др.
Принятые утверждения :
Вампиры - живые мертвецы и должны поддерживать себя кровью живых.
Правда. Вампир клинически мертв - его сердце не бьется, он не дышит, его кожа холодна, он не стареет - но он думает, и ходит, и планирует, и говорит, и охотится, и убивает. Потому что для поддержки своего искусственного бессмертия вампир должен периодически питаться кровью - предпочтительно человеческой кровью. Некоторые раскаявшиеся вампиры перебиваются кровью животных, а древние вампиры должны выслеживать и убивать других вампиров, чтобы прокормить себя, но большинство действительно поддерживают себя кровью своих бывших сородичей.
Каждый, кто умирает от укуса вампира, восстает, чтобы стать вампиром.
Неправда. Если бы это было правдой, мир был бы переполнен вампирами. Вампиры действительно питаются человеческой кровью и иногда убивают свою добычу - но большинство людей, умерших от нападения вампира, просто погибают. Чтобы вернуться как undead, жертва должна быть полностью лишена крови и затем получить каплю крови вампира. Этот процесс, называемый Высвобождением (Embrace), приводит к мистической трансформации человека в бессмертного.
Вампиры - монстры, демонические духи, воплощенные в трупах.
И правда, и нет. Вампиры не демоны сами по себе, но сочетание трагических факторов неотвратимо приводит их к злым деяниям. В самом начале, вновь созданный вампир думает и действует во многом так же, как при жизни. Она не превращается немедленно в злого садистического монстра. Однако вампир скоро познает свою непобедимую жажду крови и понимает, что ее жизнь зависит от питания своими сородичами. Во многом сознание вампира изменяется - она вырабатывает ряд пристрастий, менее согласующийся с "общественными всеядными", более подходящими для одинокого хищника.
Сначала питающийся без охоты, вампир, в конце концов, вынужден делать это по необходимости - и питание становится легче и легче, по мере того, как проходят годы. Понимая, что он сама подозрительна, он перестает доверять другим. Понимая, что он не похожа на других, он отгораживается от мира смертных. Понимая, что его существование зависит от секретности и контроля, он становится первоклассным "кукловодом".И положение только усугубляется, пока годы превращаются в десятилетия и века, и вампир убивает снова и снова, и видит, как люди, которых он любил, стареют и умирают.Человеческая жизнь, столь короткая и дешевая по сравнению с его, становится менее и менее ценной, пока смертное "стадо" вокруг него значит не больше, чем туча назойливых насекомых. Старшие вампиры - среди самых измученных, бесчувственных, параноидных - кратко говоря, чудовищных - существ, которых когда-либо знал мир. Может они не демоны буквально - но теперь, кто может указать разницу?
Вампиры сжигаются солнечным светом.
Правда. Вампиры должны избегать солнца или они умрут, хотя некоторые могут вынести солнечный свет в течение очень короткого периода времени. Вампиры - ночные создания, и для большинства очень тяжело оставаться бодрствующими в течении дня, даже в убежищах.
Вампиры отпугиваются чесноком и текущей водой.
Неправда. Это мифы и ничего больше.
Вампиры отпугиваются крестами и другими святыми символами.
В общем, это неправда. Однако, если обладатель символа обладает большой верой в силу, которую он представляет, вампир может страдать от болезненных эффектов, вызванных размахиванием символом.
Вампиры умирают от кола в сердце.
Неправда. Однако, деревянный кол - или стрела и т.д. - в сердце парализует монстра, пока не будет убран.
Вампиры обладают силой десяти человек, они повелевают волками и летучими мышами, они гипнотизируют живых и лечат самые страшные раны.
И да, и нет. Сила вампира возрастает со временем. Молодые, вновь созданные вампиры часто ненамного сильнее людей. Но по мере того, как вампир растет годами и пониманием, он учится использовать свою кровь для вызывания секретных магических сил, которые вампиры называют Дисциплинами. Могущественные старшие вампиры - часто могут соперничать с вымышленными Лестатом (*"Интервью с Вампиром"*) или Дракулой, а действительно древние, Метьюзелы (Methuselahs) и Антедилувиане, охотившиеся в ночи тысячи лет, часто обладают буквально божественным могуществом.
Итак, самое фундаментальное отличие между людьми и вампирами лежит в их методах поддержания жизни. Вампиры не могут прожить на пище смертных, они должны поддерживать свою бессмертную жизнь через употребление крови - свежей человеческой крови.
Вампиры осуществляют питание разными способами. Некоторые культивируют "стада" смертных, погружающихся в экстаз от поцелуя вампира. Некоторые крадутся в дома ночью, насыщаясь от спящих людей. Некоторые охотятся на игрищах смертных - ночные клубы, бары и театры - заманивая смертных в запретную связь и выдавая свое хищничество за акты страсти. А другие кормятся самым древним способом - преследуя, нападая и обездвиживая (или даже убивая) смертных, которые заходят слишком далеко по одиноким ночным аллеям.
Медитация
Медитация (от лат. meditatio — размышление), умственное действие, цель которого - приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности; сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов. Методы медитации многообразны. Играет важную роль в индийской философии и религии (особенно в йоге), в Др. Греции - в пифагореизме, платонизме и неоплатонизме, в мистике суфизма, отчасти - православия (т. н. «умное делание») и католицизма. Интерес к медитации и ее психотерапевтическим аспектам характерен для некоторых течений психоанализа (К. Г. Юнг ).
Ицзин (И Цзин)
«Ицзинy», «И цзин» (Книга перемен), Чжоу И (Книга перемен династии Чжоу), наиболее авторитетная книга канонической и философской китайской литературы (1-я пол. 1-го тыс. до н. э.), использовавшаяся в гадательной практике. Состоит из 64 графических символов (гексаграмм), образованных элементами, символизирующими инь-янь, и их различных истолкований.
Гипноз
Гипноз (от греч. hypnos — сон), искусственно вызываемое сноподобное состояние человека и высших животных, при котором торможением охвачена не вся кора головного мозга, а отдельные ее участки; т. н. сторожевые пункты сохраняют возбудимость, обеспечивая контакт загипнотизированного с раздражителями. С наступлением наиболее глубокой, т. н. парадоксальной, фазы торможения, когда слабые раздражители (напр., слово) действуют эффективнее сильных (напр., боли), наблюдается высокая внушаемость. Гипноз использовался как разновидность оружия, главным образом в аниме. Яркий пример в аниме - Ньйорай, которая гипнотизировала шаманов своим голосом и умением видеть темные мысли и скрытые страхи, которые она называла "тьмой сердца". Загипнотизированных шаманов Ньорай заставляла подчиняться себе и отказываться от сражений, чем очень успешно прокладывала себе путь к победе.
Спиритуализм
Спиритуализм (от лат. spiritualis — духовный), философская концепция, признающая дух и его формы субстанцией всего существующего.
Термин «спиритуализм» впервые применил к своей философии (эклектическому соединению немецкого трансцендентализма и французского консерватизма) французский философ В. Кузен. В дальнейшем спиритуализмом называли концепции французских философов (Лашелье, Ренувье, Бутру, Лавель, Брюнсвик), для которых характерна попытка соединить примат духа и его свободного творчества с принципами позитивизма, рационализма и онтологического реализма. К спиритуализму относят учения итальянских мыслителей эпохи Рисорджименто (Розмини-Сербати, Джоберти), соединявших доктрину католицизма с немецкой диалектикой духа, а также теории некоторых итальянских философов 20 в.: неогегельянскую философию духа Джентиле и Кроче, христианский «интегрализм» Шакки. Термин «спиритуализм» иногда применяется как характеристика философии, подчеркивающей несводимость духа к материальному (природному) и господствующую роль духа в динамике бытия (так, спиритуализмом называют учения Бергсона и Сантаяны). В англоязычной философской литературе оппозиция «спиритуализм - материализм» иногда обозначает противоположные учения о бытии, тогда как оппозиция «идеализм- реализм» - противоположные учения о познании.
Транс
Транс (франц. transe - оцепенение), вид сумеречного помрачения сознания. Трансом обозначают и состояния отрешенности, экстаза, ясновидения и др, вид помрачения сознания (от нескольких минут до многих часов), характеризующийся внезапным началом и окончанием, нарушением ориентировки в окружающем, отрешенностью, поведением, обусловленным аффектом страха, злобы, галлюцинациями, бредом; в последующем - амнезией. Транс - переходное состояние шамана, то есть шаман в трансе находится как в мире живых, так и в мире духов (у медиумов). Также трансом называлось состояние, в которое шаманы, хранителями которых являются божества (шаманы мико), могут вводить других людей и шаманов - полубессознательное состояние, наподобие гипноза. Некое подобие транса в аниме создавала Ньйорай, зомбируя своих жертв телепатией и песнями. Те, кто пытался сопротивляться трансу Ньйорай, либо сходили с ума, либо теряли сознание от галлюцинаций.
Икупаси
Икупаси - изделие племени Айну, используемое для ритуалов. В чашу Токи наливают воду, и на чашу кладут икупаси. Икупаси служит проводником между мирами духов и живых, через него к богам проходят молитвы Айну. Икупаси изготовляются вручную. Икупаси и чаши Токи - достопримечательность племени Айну, туристы часто скупают у Айну эти изделия как сувениры, и потому это для Айну еще и способ зарабатывать деньги на проживание.
Зомби
Зомби - оживленные колдунами или шаманами мертвецы, которых используют для разных простых поручений. Как правило живут зомби только пока колдун или тот кто их оживил нуждается в их помощи, после выполнения своей работы колдун отправлял зомби назад. Тело зомби продолжает разлагаться после их оживления, как если бы они были просто мертвецами и лежали в могиле именно поэтому еще зомби не так долговечны. Зачатков разума у зомби не наблюдается, но как у всяких тварей класса нежити имеют низменные инстинкты к кровопусканию. И если зомби остался без контроля своего хозяина то он непременно пойдет искать себе жертву чтобы растерзать ее просто так.
Убить зомби не так-то просто, даже если вы отрубите ему ногу, руку или даже голову зомби все равно будет делать свое черное дело, можно попробовать сжечь его, хотя и после этого скелет зомби может еще продолжать нападать на вас.
Оживление мертвецов очень сильно практикуется и в наше время. Можно услышать множество жутчайших историй об африканских племенах, которые оживляют своих мертвых воинов и просто людей для своих кровожадных целей. В частности доподлинно известно что такое "оживление" практикуют шаманы Вуду.
Племя Айну
Племя Аину проживает на японских островах Хоккайдо, на Сахалине и на Курильских островах.
Их насчитывается около 15 тысяч, а если учесть людей со смешанной кровью, то выйдет около 50,000.
Большинство Аину ведет собирательное хозяйство (рыбная ловля, охота, сбор ягод и т.д.), но они считаются также хорошими ремесленниками и ткачами. Религию этого племени можно назвать анимизмом [*справка: анимизм (по толковому словарю Ожегова) – религиозное представление о независимом существовании духа, души у каждого живого человека, животного, растения (в первобытных религиях – также у каждой вещи) и о возможности свободного общения человека со своим духом, душой]. Этот народ уважает и почитает практически все (животных, горы и даже домашнюю утварь). Слово "Ainu" означает «человек» (Anutari Ainu=Я человек). Аину верят, что медведь - величайшее божество, и каждый год отмечают праздник медведя (Kamui Omante), в котором медведь приносится в жертву ради питания общины.
Аину переехали на острова Хоккайдо (вероятно, из Кавказских гор) 25,000 – 30,000 лет назад. Их язык не насчитывает больше тысячи слов, которые использовались для обозначения предметов и действий, связанных с охотой, ловлей рыбы, народных легенд. Не зная письменности и чисел больше, чем пальцев не руке, они не могли выражать глаголы прошлого и будущего времени. Из-за отсутствия письменного языка легенды, мифы и песни передаются из поколения в поколение до сих пор устно. К несчастью, язык Аину считается исчезнувшим из-за того, что в среднем в поселении знают язык менее 10 человек, и около 12 из старшего поколения используют его в повседневной жизни. Охота в этом племени до сих пор осуществляется с помощью копья и дубины.
Со второй половины 1800 годов японцы осуществляли эффективный план колонизации островов Хоккайдо, заставляя продвигаться племя Аину все дальше и дальше в районы вглубь от прибрежной полосы. В первые 30 лет XX века молодые Аину были допущены в японские школы (в классах разделенными японцами из-за нарастающего расизма). Их принудили изучать историю, географию и литературу на японском, чтобы заставить их понять превосходство японских традиций над традициями Аину, чтобы последние казались им бесполезными и нелепыми.
В этот период японцы отождествляли Аину с “собаками”(фактически, в японском языке слово «Ину» означает это животное), и оставшиеся Аину стали стыдиться своего положения и пытаться войти в японское общество, часто скрывая свое происхождение.
Начиная со второй половины XX века японцы осознали, что Аину могут привлекать туристов. Были построены новые деревни, и с этого момента началось возрождение Аину, сопровождаемое укреплением традиций.
С течением времени ситуация изменилась. Коренные жители считались чем-то вроде цирковых животных, и вплоть до 60-70гг. ситуация становилась все хуже. Затем, Аину (получая поддержку) начали отстаивать свои права.
С 70 годов были созданы ассоциации, задачей которых было убедить японцев быть более терпимыми к Аину. В 1988 году японскому правительству пришлось признать Аину коренным населением Японии и положить конец всем унижениям, но даже сегодня этот закон действует не в полную силу, и японцы свысока смотрят племя Аину, ставя под угрозу выживание этого племени.