Мачу Пикчу
«Потерянный», или «заповедный», город Мачу-Пикчу лежит на 1 000 метров ниже древней столицы империи инков — города Куско. Это около 2 600 метров над уровнем моря.
В переводе с кечуа «Мачу-Пикчу» означает <<старая гора>>. Если смотреть сверху, видно, что Мачу-Пикчу находится на почти ровном горном плато. Вокруг него возвышаются вершины соседних гор. Долгое время о существовании <<затерянного города инков>> ходили только легенды. О том, что город и вправду существует, стало известно лишь в начале XX века. В 1911 году американский археолог Хайрам Бингем, посвятивший несколько лет его поискам, наткнулся на кишащий змеями, укрытый густыми зарослями древний город на вершине горы. Бингем поднялся туда в сопровождении носилыцика перуанца — проводника и переводчика. Легенда гласит, что здесь, на вершине горы, жи-ли две индейские семьи, охранявшие <<потерянный город>>. В одной из семей был ребенок. Бингем подарил мальчику индейцу монетку в один соль, и тот показал профессору дорогу к древним развалинам. Так всего за один соль (около 30 американских центов) человечеству открылся потаенный город, видевший расцвет и закат цивилизации инков.
Но несмотря на открытие Бингема, Мачу-Пикчу оставался недоступным еще почти 30 лет, пока архео-логическая экспедиция, работавшая здесь, не обнаружила Дорогу Инков через долину к цитадели.
Во времена инков в крепость Мачу-Пикчу допускались только избранные. Здесь жили высшая знать, жрецы, ремесленники и слуги. Но главное — мамакунас — избранные девственницы, посвятившие свою жизнь служению богу Солнца.
Судьба жителей крепости по сей день остается неизвестной. Раскопки принесли новые загадки и без того загадочного города. Здесь обнаружили 173 человеческих скелета, причем 150 из них — женские. Но в захоронениях не было обнаружено никаких золотых предметов. В гробнице верховного жреца, как назвал ее Бингем, хранились останки женщины, болевшей сифилисом, маленькой собачки, несколько керамических предметов, два вертела и шерстяная одежда.
Пять гектаров обработанных зе-мель размещались вокруг Мачу-Пикчу на традиционных ддя инков узких террасах на крутых горных склонах. И террасы и тысячи ступенек, соединявшие их, сохранились здесь на ве-ка. Весь Мачу-Пикчу поделен на секторы: кладбище, темницы, жилой район и храмы. Храм Трех Окон, че-рез окна которого солнечные лучи попадали на священную площадь, вероятно, играл важнейшую роль в ритуалах. Три окна отражают представления инков о троичности мира. По легенде, три основателя империи инков вошли в мир через них.
Немного выше храма находится обсерватория и Интиватана — камень любопытной формы, который, видимо, был солнечными часами. Иногда его еще называют <<конт-рольная точка солнца>>.
Некоторые здания в Мачу-Пикчу были двухэтажными, с заостренными соломенными крышами. Камни были подогнаны друг к другу с уди-вительной точностью. Между камнями многих строений в Мачу-Пик чу были оставлены специальные щели. Благорадя этому во время частых здесь землетрясений здания были гораздо более устойчивы. Стены крепости были специально построены под наклоном — для большей сейсмоустойчивости. Это удивительно, тем более что при стро-ительстве инки не использовали ни цемента, ни других скрепляющих ве-ществ — камни держат друг друга за счет собственного веса. Представьте, каково это подогнатъ к камню, имеющему ни много ни мало 32 уг-ла, другой подходящий камень!
Считается, что в империи инков не было человеческих жертвоприношений. В Мачу-Пикчу в жертву богам приносили животных, В основном — лам. Трех в день: утром и днем — бе-лую ламу, вечером — черную.